Все бюджетные места в профильных вузах могут стать целевыми
При поступлении на бюджетные места по программам высшего медицинского и фармацевтического образования студенты должны будут заключать договоры о целевом обучении. Такой законопроект Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал на заседании 17 сентября. Формат подготовки врачей могут изменить уже в 2026 году. Молодые специалисты должны будут отработать три года с наставником, а если решат не работать по специальности, обязаны возместить потраченные на их обучение бюджетные деньги. «Парламентская газета» узнала подробности.
Компенсация и штраф
В России не хватает около 23 тысяч врачей и 63 тысяч медработников среднего звена, сообщил глава Минздрава Михаил Мурашко, выступая в Госдуме в феврале 2025 года. По данным ведомства, больше трети выпускников медвузов, учившихся за счет бюджета, вообще не работают по специальности или не идут в государственные больницы и поликлиники. Еще больше таких выпускников в медицинских колледжах. Медсестрами, фельдшерами и фармацевтами в госсекторе не хотят трудиться около 40 процентов из них.
Для решения кадрового вопроса Минздрав разработал законопроект о стопроцентном целевом обучении по медицинским и фармацевтическим специальностям. В Госдуму его внесли 29 августа 2025 года. Предусмотрено усиление ответственности студентов-целевиков. При нарушении договора они будут обязаны выплатить в бюджет компенсации — в размере суммы, затраченной на подготовку специалиста, включая меры поддержки, а также штраф в сумме двукратного размера компенсации.
После выпуска целевики смогут продолжить обучение без отработки установленного договором срока на следующей образовательной ступени, например в ординатуре, только при условии заключения следующего целевого договора с тем же заказчиком.
Законопроект также предполагает, что выпускники, которые впервые прошли первичную аккредитацию специалиста, в течение трех лет должны работать под руководством наставника.
Стандарт молодого доктора
Выпускник сам выбирает как регион пребывания, так и место работы, подчеркнули в Минздраве. То есть речь об обязательном распределении не идет.
«Изменения, предусмотренные законопроектом, не ограничивают выпускника в выборе конкретной медицинской организации», — объяснил замглавы ведомства Олег Салагай.
В Комитете Госдумы по охране здоровья законопроект к первому чтению поддержали, назвав его фундаментальным и поворотным для всей системы государственного здравоохранения. Тем не менее депутаты уже готовят поправки. К примеру, глава комитета Сергей Леонов предложил сократить срок работы с наставником до одного года для врачей в районах Крайнего Севера и в сельской местности, а также на фармацевтических предприятиях. А инвалидов от такой обязанности и вовсе освободить.
Парламентарии считают необходимым навести порядок с приемом в медколледжи. Целевики, по их мнению, должны поступать вне конкурса, а регионы из своих бюджетов смогут оплачивать их переподготовку, чтобы получить необходимых работников. Переучившись, например, с медсестры на фельдшера, выпускник сможет вести прием в качестве терапевта в районной поликлинике — закон это позволяет, объяснил член думского Комитета по охране здоровья Михаил Кизеев.
Стандарт молодого специалиста в плане зарплаты и обеспечения жильем предложил ввести зампред комитета Алексей Куринный. Тогда у молодых людей будет больше стимулов поступать в медвузы, хорошо учиться и работать в госсекторе, отметил он. Что касается врачей для частных клиник, то туда смогут трудоустраиваться выпускники, которые учились на коммерческих местах либо если их обучение оплатит работодатель.
Косметологов хватает, терапевтов — нет
Работа с наставником — не равно обязательная отработка, еще раз обратил внимание Сергей Леонов. И объяснил: выпускник медвуза, чтобы получить допуск в профессию, обязан пройти первичную аккредитацию, а затем каждые пять лет подтверждать соответствие квалификации. Если он отработает в течение трех лет с наставником, ему будут обеспечены щадящие условия такого подтверждения, а если нет, то предстоит вновь проходить аккредитацию.
«И это правильно: когда был наставник, мы понимаем, что врач работал, развивался по специальности, а не где-то болтался, — сказал депутат. — Государственная медицина находится в неравных конкурентных условиях с частной, это надо исправлять».
Еще одна новелла законопроекта — контроль Минздрава за распределением бюджетных мест в ординатуре вне зависимости от подведомственности вуза. Сейчас врачей учат в 154 университетах, большинство из них находятся в ведении Минобрнауки, и именно там выделяют бюджетные места. Однако, по мнению представителей министерства, с которым согласились депутаты, координировать эту работу должен Минздрав. Студенты идут в косметологи и стоматологи, так как это более прибыльно и всегда можно найти хорошее место в частной клинике, а другие специальности остаются незакрытыми, прокомментировал Сергей Леонов.
Вопросов к законопроекту много, констатировали парламентарии. В октябре в Госдуме проведут большой круглый стол с участием всех заинтересованных сторон. Задача — не просто привести врачей и медсестер в госсектор, но сделать так, чтобы молодые люди получили хорошие условия для работы и смогли выбрать именно то место, где хотят трудиться и развиваться, заключил глава Комитета Госдумы по охране здоровья.